среда, 11 января 2017 г.

Оценка восприятия музейной среды средствами айтрекинга
(отслеживания глаз).
     Айрекинг - это методика слежения за двигательной активности глаз, которая позволяет отследить и представать в визуальной форме куда смотрит человек, на какие предметы или объекты он обращает внимание, а также на каких точках окружающего пространства человек фиксирует взгляд внимание. Технология позволяет отследить это как в процессе передвижений человека в пространстве, так и когда человек неподвижно осматривает определенный предмет или фрагмент пространства.


     Конечный результат айтрекинг исследования может быть представлен в виде тепловых карт с направлением взора, видео или схематичного представления о движении глаз. Результат айтрекинг исследования можно представить как во временном изменении: на видеозаписи есть возможность по секундам показать точки фиксации и траекторию фокуса внимания и направления взгляда, или же представить результаты как изображение тепловой карты взгляда или отметками о последовательности движения глаз в процессе визуального наблюдения за объектом или фрагментом окружающего пространства.


     Технология айтрекинга появилась в 30 годы XX века. Традиционно айтрекинг использовался в психологии и психофизиологии. В отечественной историографии при описании этого метода более распространено название "окулография". В психологии он используется как средство анализа когнитивных функций и при проведении психодиагностических процедур по исследованию работы внимания и восприятия.1

     Позже он стал использоваться как средство анализа пользовательских реакций в маркетинге и рекламных технологиях, где айтрекинг получил широкое распространение.2 В маркетинге он применяется как средство оценки реакций у покупателей магазина, например, при оценке привлекательности витрины с товарами. Здесь этот инструмент позволяет выявить те или иные поведенческие реакции, которые проявляет человек. Сейчас айтрекинг технология также используется при оценке эффективности пользовательского взаимодействия с информационными и мультимедиа продуктами, при оценке юзабилити сайтов, презентаций, печатной продукции. Также айтрекинг используется в областях связанных с управлением самолетов и системами управления в военной авиации.
        Технологически устройство для айтрекинга представляет собой специальные очки, на которых установлены камеры. Их можно разделить на обзорную камеру, которая записывает то что в данный момент видит человек и на камеры, которые расположены перед очками и записывают глаза испытуемого. При помощи программного обеспечения эти данные синхронизируются и обрабатываются и данные о положении глаз преобразуются в координаты и представляются в виде графической информации.
         В музее айтрекинг это новое направление. Айтрекинг используется для оценки визуальной среды, и соответственно он может использоваться как инструмент оценки выставочных пространств и визуальной среды музея. По оценке визуальной среды экспозиционно-выставочного комплекса музея и его поведенческих реакций. Здесь эта технология позволит отследить реакцию человека на выставке и определить и выявить его зрительные и поведенческие реакции на те или иные музейные предметы или фрагменты экспозиционно-выставочного комплекса.

Психофизиологическая особенность зрения заключается в том,  что куда направлен взгляд,  там присутствует фокус внимания. Отслеживая взгляд посетителя,  мы можем выявить те или иные зоны выставочного пространства,  которые по каким-то причинам привлекают вашего посетителя больше,  чем остальные.
Использование такого инструмента для анализа может выявить, что интересно посетителю или какие фрагменты выставочного пространства вызывают у него интерес, а какие наоборот вызывают скуку и посетитель пропускает их мимо внимания. Это может быть полезно при выработке практических рекомендаций по планированию и организации экспозиционно-выставочного комплекса и выявить преимущества и недостатки, и эффективность существующего выставчно-экспозиционного комплекса.
Также это средство при использовании в музее может использоваться как метод оценки качества юзабилити мультимедийных продуктов. В области аналитики мультимедийных продуктов в музее этот способ похож на «Вебвизор» в сервисе по аналитики сайтов Яндекс.Метрика.3
Поскольку мультимедиа инсталляциям,  киосках в выставочном пространстве отводится все большая и большая роль,  устройство айтрекинг,  размещено перед глазами пользователя дает возможность отследить его взаимодействие с интерфейсом мультимедиа продукта. Прежде чем принять решение нажать на то или иной элемент интерфейса,  пользователь пытается разобраться в структуре и сложности находящегося перед ним устройства,  поэтому отслеживание его взгляда поможет узнать с какими возможными затруднениями он столкнулся до начала взаимодействия. Другими словами,  -  повысить удобство пользования мультимедийным продуктом.
В отечественной музееведческой историографии вопросу наблюдения за реакциями посетителей в музее и особенностями его взаимодействия с экспозиционным комплексом музея было посвящено несколько работ.
Есть сборник публикаций трудов НИИ Культуры "Музей и посетитель"4. В работах этого сборника, таких как как "Индивидуальное наблюдение в залах музея" Д.А. Равиковича и М.Ю. Юхневича5 отмечается что в музееведение существует метод наблюдения и опроса посетителей, для того чтобы можно было выявить реакцию посетителей на экспозиционный комплекс. Он уделает внимание тому, что метод наблюдения (имеется в виду наблюдения исследователя на поведением людей в зале) может давать объективные результаты, в отличие от метода заполнения опросных карт после посещения музея. Также он отмечал, что метод наблюдения может дать качественные результаты при сочетании с методом опроса. В этих исследованиях выявляется инструментарий и подходы к исследованию, которые вполне применимы к айтрекинг исследованиям. С той разницей, что вместо человека наблюдателя используется автоматизированный метод сбора информации, что возможно преодолевает проблемы субъективного толкования выводов и заключений человека-наблюдателя.
Еще одна работа в том же сборнике "К проблеме восприятия экспозиционного комплекса" М.Ю. Юхневича6, раскрывает особенности психофизиологии восприятия посетителя и отмечает общие цели исследования по взаимодействию посетителя музея и музейной среды. Он делает вывод о том, что главной целью метода наблюдения является  повышение эффективности восприятия экспозиционного комплекса, и рассматривает особенности распределения внимания посетителя к экспозиции. Исследование особенностей восприятия и цели таких исследований также актуальны для айтрекинг исследований. В статье делается вывод о необходимости проведения таких исследований, например в силу того, что иногда в выставочном пространстве из-за большой скученности экспонатов или неправильного расположения,  часть экспонатов остается незамеченными посетителями.
Айтрекинг, как метод анализа пространств, поможет решить ряд вопросов: разработать объективный подход для оценки эффективности восприятия экспозиционного комплекса музея и визуальной среды музея. Выявить поведенческие особенности взаимодействия с выставочным пространством в людей различных возрастов и гендеров.
В рамках айтрекинг исследований в музее, проводимых студией itmus.ru7 планируется разработка научной методологии айтрекинг аназила в музее и разрабатывается специфика использования такого метода на фокус-группе, состоящей из людей разных возрастов и гендеров.
Метод айтрекинг анализа в музее позволит узнать, на что обращают разные группы посетителей внимание, на какие музейные предметы и на какие части выставки они смотрят,  как долго,  в какой последовательность,  что вызывает больше всего интереса,  какие объекты привлекают внимание,  а какие наоборот,  ускользают от внимания из-за неэффективных способов экспонирования.
Нурлан Ильдарович Ахтамзян, 

специалист студии «ITMUS.RU»;

Амир Ильдарович Ахтамзян, 

специалист студии «ITMUS.RU», 

научный сотрудник 
Государственного Дарвиновского музея

1 Барабанщиков В.А., Милад М.М. Методы окулографии в исследовании познавательных процессов и деятельности. М.: Институт психологии РАН, 1994.
2 Айтрекинг для маркетинговых исследований // http://neurobotics.ru/assets/downloads/Eyetracking%20for%20Marketing.pdf (дата обращения: 10.01.2017).
3 Яндекс. Посмотрите на ваш сайт глазами посетителя // https://yandex.ru/support/metrika/webvisor/about-webvisor.xml (дата обращения: 10.01.2017).
4 Музей и посетитель. М., 1976. Вып. 2
5 Д.А., Юхневич М.Ю. Индивидуальное наблюдение в залах музея // Музей и посетитель. Вып. 1. Труды Научно-исследовательского института культуры, т. 33. М., 1975.
6 Юхневич М.Ю. К проблеме восприятия экспозиционного комплекса // Музей и посетитель. М., 1976. Вып. 2
7 Айтрекинг в музее // https://itmus.ru/eye (дата обращения: 10.01.2017).

Комментариев нет:

Отправить комментарий